При проверке сообщения о преступлении следователь, производя осмотр места происшествия, привлек в качестве понятого своего общественного пом...
Условие:
При проверке сообщения о преступлении следователь, производя осмотр места происшествия, привлек в качестве понятого своего общественного помощника Кузькина У.Б., считая, что это не противоречит требованиям ст. 60 УПК РФ. В этот же день по этому же уголовному делу Кузькин У.Б. участвовал в качестве понятого и при производстве обыска по месту жительства подозреваемого Козлова П.П. Правильно ли поступил следователь, привлекая общественного помощника в качестве понятого при производстве следственного действия, в том числе привлекая его повторно в этом же качестве? Для решения задачи рекомендуется изучить: ст. 60 УПК РФ; Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2008 года № 502- О-О; Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года № 587-О-О; Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 марта 2013 года № 420-О; Кассационное определение Верховного Суда Российской Федерации от 14 сентября 2010 года № 46-О10-54; Положение об общественном помощнике следователя Следственного комитета Российской Федерации, утвержденное Приказом СК России от 4 мая 2011 года № 74
Решение:
Согласно статье 60 УПК РФ, следователь имеет право привлекать понятых для участия в следственных действиях. Однако, важно учитывать, что общественный помощник следователя не является понятым в смысле статьи 60 УПК РФ.
Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2008 года № 502-О-О указывает, что общественный помощник следователя не является понятым и не может участвовать в следственных действиях в качестве понятого.
Таким образом, следователь не правильно поступил, привлекая общественного помощника в качестве понятого при производстве следственных действий. Кроме того, повторное привлечение Кузькина У.Б. в этом же качестве также является неправильным.
Важно отметить, что Положение об общественном помощнике следователя Следственного комитета Российской Федерации, утвержденное Приказом СК России от 4 мая 2011 года № 74, не имеет юридической силы и не может изменить положение, установленное законодательством.